Как отмечает доктор философских наук, старший научный сотрудник сектора философии религии Института философии РАН религиовед, социолог и философ религии Е. Г. Балагушкин, «Сатанизм, дьяволомания — оккультно-религиозные представления, культ и организации, являющиеся антитезой христианства и оппозиционные к принятым в обществе морально-правовым установлениям», а «главным источником современного сатанизма является массовый культ дьявола, сложившийся в условиях европейского Средневековья в результате взаимодействия двух культур, языческой и христианской, и соответствующих им тенденций: простонародной веры в магию, ведьм и колдунов, опирающихся на поддержку демонов, и церковной демонологии, осудившей ведовство как прислужничество дьяволу».
Кандидат культурологии, доцент кафедры философии, биоэтики и культурологии УГМА Е. В. Белоусова считает, что, «по сути, сатанизм — это крайнее выражение материализма и гедонизма современной западной цивилизации».
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР Т. Ф. Ефремова определяет сатанизм, как «Идеологию поклонения злу (насилию, растлению, убийству, самоубийству), характеризующуюся отсутствием внутренних сдерживающих начал, не разрешающих совершать преступления, и считающей их — согласно данной идеологии — слабостью; культ Сатаны»; как «Жестокость, человеконенавистничество и крайний цинизм. (качества, приписываемые Сатане.)»; и как «Преклонение перед злым началом в жизни (у романтиков и декадентов).»
Религиоведы — доктор философских наук, профессор Н. А. Трофимчук и кандидат философских наук М. П. Свищев — отмечают, что «некоторые исследователи указывают на близость к сатанизму основных положений, символики саентологов».
Толковый словарь Ушакова определяет сатанизм, как «культ сатаны», а также в переносном смысле как «преклонение перед злым началом в жизни» (у романтиков и декадентов).
Также есть мнение, что «сам факт возможности выбора между Богом и сатаной свидетельствует об уровне мышления, которое воспринимало дуалистическую сторону христианства, но не доросло до христианского монизма».
Сатанисты Андрей Борцов (Warrax) и Олег Боровой (Olegern) в переписке с Е. К. Дулуманом определяли сатанизм, как «сплав идей и образов, олицетворяющих развитие, многообразие, величие, силу, могущество, творчество, индивидуализм, дерзость, гордость, знание — всего того, что способствует жизни и её развитию».
Последователей сатанинского культа условно можно разделить на четыре типа:
«Самостоятельно изучающие любители» — это то большинство оккультных молодёжных групп, кого сатанизм привлек через популярные книги и фильмы по данному предмету, рок-группы, атрибутику сатанизма, то есть интерес исключительно «ради развлечения».
«Психопатические сатанисты» — это нравственно искалеченные индивиды, имеющие тягу к насилию, садизму, некрофилии и др., которых сатанизм привлекает потому, что он четко выражает и внешне «облагораживает» их патологические склонности и придает им идейную, ритуальную окраску.
«Религиозные сатанисты» — сложившиеся религиозные группы, открыто рекламирующие себя, имеющие анкеты для поступающих, членские взносы и другие атрибуты — «Церковь Сатаны» (США, Калифорния), «Храм Сета» (США), «Московская церковь Сатаны» (Россия) «Российская церковь сатаны», «Южный крест», «Чёрный ангел» и др.
«Чёрные сатанисты» — тайные малочисленные группы, состоящие преимущественно из потомственных адептов Сатаны, серьёзно занимающихся самыми отталкивающими формами оккультизма и поклонения Сатане. Они тщательно скрывают свою деятельность.